Кроссплатформенность в исполнении Apple

Кроссплатформенность в исполнении Apple

AirPods Apple Watch | Apple TV | iPhone Xs iPhone Xs Max iPhone XR

 

Для конечного пользователя кроссплатформенность программного обеспечения является безусловным благом, позволяющим не задумываться о марке и модели компьютера, смартфона или планшета. Для программистов ситуация уже не так однозначна - с одной стороны, большее число потенциальных пользователей одной версии программного продукта это хорошо, с другой - запутанность ситуации с совместимостью является той мутной водой, в которой можно половить рыбку. Крайним по негативному отношению к тренду кроссплатформенности выступают компании разработчики той или иной платформы, для которых остальные платформы являются конкурентами, отгрызающими у них кусок рынка.

Понятие кроссплатформенности относится к способности программного обеспечения оставаться работоспособным для двух и более различных платформ - аппаратных или программных сред. Обычно аппаратная реализация является вторичной по отношению к программной среде - операционная система Windows работает на большом количестве различных компьютерных систем от разных производителей. Прикладное программное обеспечение, иначе говоря, приложения, подчиняются условиям и используют возможности операционной системы с целью предоставить пользователю некий информационный сервис.

Конкуренция присутствует на всех этапах и отражает экономические интересы субъектов. Производители "железа" конкурируют между собой, своими успехами поддерживая ту или иную операционную систему, разработчики приложений стремятся заполучить больше пользователей, чем у конкурентных приложений и это для них является как стимулом, так и оценкой их работы. Крайними, как обычно, остаются пользователи, оплачивающие этот банкет. 

Описаннная конструкция на текущий момент является доминирующей в мире компьютерных технологий, но не единственной. Корпорация Apple действует сразу на нескольких уровнях структуры, контролируя как программную среду, так и работающие в ней устройства. В стремлении контролировать всё и вся корпорация участвует также в создании приложений - каждое из компьютерных устройств производства Apple несет предустановленные приложения, которых, в принципе, достаточно для удовлетворения базовых потребностей пользователя.

Какой бы большой ни была корпорация, заменить собой всю совокупность разработчиков программного обеспечения она не может. Даже Apple нуждается в партнерах и была вынуждена создать в своей экосистеме нишу для разработчиков прикладного ПО - приложений.

Помимо концептуально различных программно-аппаратных платформ существует разница между категориями компьютерных устройств - умные часы, смартфоны, планшеты и компьютеры имеют отличающиеся наборы устройств ввода и отображения информации, определяемые спецификой областей их применения. Это также вызывает необходимость создания и поддержки для каждой из этих категорий своих операционных систем. Получающееся в итоге разнообразие форматов создает кроссплатформенные трудности, требующие адаптировать под определенное сочетание железа и системного программного обеспечения те приложения и программные сервисы, которыми на самом деле и пользуются люди. 

Можно сказать, что потребительской стоимостью обладают лишь приложения, за все остальное - железо и операционная система, приходится платить по необходимости, ради того, чтобы появилась возможность использовать прикладные программы. Эта логика абсолютно не стыкуется с тем, что мы видим на рынке - компьютеры и смартфоны стоят серьезных денег, за системное программное обеспечение тоже приходится платить - в большинстве случаев цена операционки включена в стоимость приобретаемой техники, а большинство наиболее востребованных приложений доступно бесплатно или имеется в бесплатных версиях.

В этой странно устроенной среде за место под солнцем борются друг с другом корпоративные монстры, одним из которых является Apple. Забавно, что предметом борьбы является пользователь, удобство которого определяет успешность участников конкурентной гонки, но самое логичное и простое удобство - кроссплатформенность для приложений, противоречит базовому конкурентному различию участников соревнования.

Фокус в том, что корпорации отчетливо осознают свои интересы, в то время как конечные пользователи по большей части живут в наведенном тумане представлений о том, как все устроено. Фокус внимания целенаправленно смещается на преимущества железа и операционной системы, в то время как объект несущий истинную ценность - прикладное программное обеспечение остается в тени.

Одним из приемов является подмена понятий, в частности, кроссплатформенность, не подвергаясь критике, трактуется как наличие различных версий одного и того же приложения для разных устройств. При этом разработчик приложения на самом деле вынужден поддерживать несколько различных реализаций программы.

Маркетинговая стратегия Apple отталкивается от идеи обособления от остального рынка и предусматривает создание функционально полной собственной экосистемы, находясь внутри которой пользователь оказывается изолирован от рынка, оперируя только тем, что ему предоставляет корпорация. При этом внутри своей экосистемы компания стремится реализовать максимально возможную кроссплатформенность, прикладывая усилия для того, чтобы пользователь оставался в знакомой и тем комфортной ему среде, независимо от конкретного устройства, с которого обращается за информационной услугой.

В частности, этим продиктовано стремление концентрировать пользователей вокруг наиболее свежей версии операционной системы, допуская отход от этого правила только для очевидно устаревших моделей. То же самое стремление создать ощущение кроссплатформенности для клиента заставляет создавать версии одного и того же программного продукта, например, GarageBand или iMovie для iPhone, iPad, Mac.

Если в классическом смысле кроссплатформенность означает способность программы работать в разных аппаратно-программных средах, то внутри экосистемы Apple под кроссплатформенностью понимается наличие версий программ для разных устройств производства корпорации. Это, конечно, совсем не та кроссплатформенность, которая на самом деле нужна пользователю, но, как говорится, "лучше, чем ничего".

Интересы корпораций, занимающихся разработкой и поддержкой операционных систем - Apple, Microsoft, Google и др., фактически единственное, что стоит на пути настоящей кроссплатформенности без смещения акцентов и подмены понятий. Однако в то же самое время, наличие конкуренции между ними обеспечивает быстрый прогресс каждой из систем в отдельности и всего рыночного сегмента в целом.

То, что мы имеем возможность наблюдать в экосистеме Apple, на сегодняшний день очевидно является лучшим из существующего на рынке с точки зрения удобства пользователей. Отсутствие полноценной кроссплатформенности является той платой, которую мы принимаем на себя, получая в результате высокие темпы развития информационных технологий. Стремление к более высокому уровню удобства работы с информацией и препятствующие достижению идеала интересы корпораций являются реальностью сегодняшнего рынка, максимально сглаженные в рамках экосистемы Apple. 

Возможно, именно кроссплатформенность в исполнении Apple создает привлекательность продуктов компании для пользователей, сосредоточенных на результате при работе с информацией и служит источником лояльности клиентов.

Совершенно другой уровень кроссплатформенности демонстрируют веб-приложения, доступные пользователям через подключение в интернет серверам через платформозависимые браузеры. Возможно, кроссплатформенность веб-сервисов является причиной ускоренного развития этой формы ПО и наиболее наглядной демонстрацией выбора пользователей, действующих в своих интересах.

 

 

Заявка

x
Отправить
x